ФЭНДОМ

М-52
AH 4
«Чуйский тракт»
М52 на карте России
М52 в сети российских федеральных дорог
Страна Флаг России Россия
Часть дороги Азиатский маршрут АН4
Статус федеральная
Владелец государственная
Управляется Росавтодор
Длина 953 км
Начало Новосибирск
Через Бийск (364 км)
Конец государственная граница с Монголией (953 км)
Дорожное покрытие асфальт

Федера́льная автомоби́льная доро́га М-52 «Чу́йский тракт»автомобильное шоссе федерального значения НовосибирскТашанта − государственная граница с Монголией. Является частью азиатского маршрута AH4. Протяженность автомагистрали — 953 км. Пересекает территорию трех субъектов Российской Федерации: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай.

Крупные населённые пункты, расположенные вдоль трассы Править

Новосибирская область
0 км — Новосибирск
37 км — Бердск
52 км — Искитим
99 км — Черепаново
Алтайский край
151 км — Тальменка
217 км — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу — 17 км)
290 км — Троицкое
364 км — Бийск
Республика Алтай
453 км — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску — 5 км)
511 км — Усть-Сема
530 км — Черга
564 км — Шебалино
572 км — Топучая
629 км — Туекта
652 км — Онгудай
722 км — Иня
783 км — Чибит
788 км — Акташ
893 км — Кош-Агач
961 км — Ташанта

Технические характеристики трассы Править

С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией. Тоннелей нет. Имеется два перевала — Семинский и Чике-Таман.

География местности Править

Рельеф Править

По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет, Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500−1900 м).

Климат Править

Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяженность тракта с севера на юг и сильнорасчлененный рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13 до −17, июля от +16 до +19 градусов. В этой зоне выпадает значительное количество осадков до 550−750 мм.

Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до поселка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.

Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.

История Править

Чуйский тракт 1

Чуйский тракт в Чуйской степи, Кош-Агачский район Республики Алтай

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт[1], упоминания о котором содержатся еще в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времен пользовались торговцы и воины.

Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положении дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. С 50-60-е годов XIX века в районе торгового пути действует ярмарка, начинают развиваться русско-монгольские торговые связи.

В течение 18601890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных и долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И. И. Биля. Смету, по ходатайству Томского губернатора князя С. А. Вяземского, составили исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль. Расчетная ширина дороги была 5 аршин, а на бомах — 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сел. [2]

В 19021903 годах вьючная тропа переоборудована в колесную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы.

В 1913 году начинает работу изыскательная экспедиция В. И. Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта. С 20-х годов XX века дорога постепенно улучшается и уже в 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.

Чуйский тракт 2

Чуйский тракт перед Иней, Онгудайский район Республики Алтай

В 1931 году тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены железобетонные мосты (в селе Иня Онгудайского района), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключенных, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-ым отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях условиях: орудиями труда являлись — кирка, лом, тачка и лопата.

Также в это время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск-Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь.

1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

Музей Чуйского тракта Править

Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийск, по адресу г. Бийск, пер. Центральный, д.10. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы.

Туризм Править

На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена «курортная зона» Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Именно здесь планируется масштабное строительство туристских рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у деревни Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Манжерок). Трасса чрезвычайно популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.

Чуйский тракт в искусстве Править

В Алтайском крае и Республике Алтай бытует народная песня[3], главными героями которой являются Колька Снегирёв и Рая. Действие в песне разворачивается в 20-30-х годах XX века на Чуйском тракте. Колька Снегирёв водит грузовик «АМО», а Рая - «Форд». По местному преданию, у персонажей песни были реальные прототипы.

Крупные аварии Править

  • 8 июня 2007 года на участке Барнаул—Бийск КамАЗ с полуприцепом выехал на полосу встречного движения и столкнулся с пассажирским микроавтобусом Mercedes. В момент столкновения полуприцеп сбил ещё один микроавтобус «Газель». В результате аварии погибли 14 человек[4].

Аварии, связанные с известными людьми:

Примечания Править

Ссылки Править

Литература Править

  • Сарычева Т. Путешествие по Чуйскому тракту, 2002.
  • Грехова Е. Чуйский тракт до монгольской границы. Историко-краеведческий очерк.-г. Бийск.-2006 г.
  • Алтай. Путешествие по Чуйскому тракту. Путеводитель / составители М. В. Танкова, Т. И. Злобина. Т. В. Вдовина. Барнаул. Пять плюс. 2006. 238с.
  • Алтай. Путеводитель серии Le Petit Fute. 1-е издание. М. 1999
  • Шишков Вячеслав. Чуйские были. (любое издание)

Шаблон:Федеральные автомагистрали