ФЭНДОМ

Семинский перевал (от монг. себи — «крепость»; южноалт. Дьял-Менку — «вечная грива») — самый высокий горный перевал Чуйского тракта, находится на 583 км. Высота — 1717 м.

География Править

Дорога пересекает Семинский хребет между горами Сарлык (2507 м) и Вершина Тияхты (1900 м) в том месте, где хребет изменяет направление с широтного на меридиональное, а с севера к нему примыкает Чергинский хребет. На север с перевала стекает река Сема, на юг — Туэкта. Перевал находится в 6 км к югу от границы Шебалинского и Онгудайского районов Республики Алтай.

Высота — 1717 м, подъем — 9 км (северный склон), спуск — 11 км (южный склон).

Экология Править

Семинский перевал — памятник природы государственного значения. Он ценен прежде всего как природный комплекс — рубеж Северного и Центрального Алтая. Здесь дорога проходит на уровне верхней границы леса. При подъёме на перевал заметна смена смешанного лиственно-соснового леса кедрачом. На самом верху превалирует кедровая тайга с небольшими островками можжевельника. Перевал имеет несколько почвенно-растительных поясов: лесостепной, лесной или горно-таёжный и высокогорный. Верхний представлен Карликовой берёзкой и кедровым стлаником. В травяном покрове — герань белоцветковая, горец змеиный, кандык, ветреница алтайская, водосбор клейкий, горечавка холодная, кровохлёбка альпийская, золотой корень (родиола розовая), кукушкин лён, этажный мох и др. Среди них имеется 4 эндемика: кровохлёбка Азовцева, роза остроиглая, родиола морозная, дендрантема выемчатолистая. В районе перевала находится промысловые места по сбору Кедрового ореха.

История Править

Раньше это было труднопроходимое место — зимой здесь лежали снега, а с весны по осень — вязкое болото. Прежняя дорога проходила от села Топучая к истокам Песчаной, обходя гору Тукты. В долину Туэкты выходила в седловине между двух вершин южнее Вершины Тияхты. Таким перевал оставался практически до самого начала XX века.

Туризм Править

На вершине перевала в 1956 году была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. С этого места видны горы Сарлык и Вершина Тияхты. Гора Сарлык имеет высоту 2506 м, на ее склонах сохраняется снег даже в летнее время. К ней можно совершить экскурсию, во время которой можно полюбоваться панорамой соседних хребтов, посетить Туюкские озера.

На склоне Вершины Тияхты расположен учебно-тренировочный центр «Семинский» — спортивная база олимпийского резерва России. Там имеются летние беговые дорожки для лыжероллеров, зимний горнолыжный спуск с вершины горы и горнолыжный подъёмник.

См. также Править