Викия

География России

Русская равнина

50статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Русская равнина
Восточно-Европейская равнина
Характеристика
Местоположение запад России
Протяжённость
- по параллели 1000 км
- по меридиану {{{Протяжённость по меридиану}}} км
Климат умеренно континентальный
Рельеф равнинный

Русская, или Восточно-Европейская, равнина находится на западе России. Это — самая большая после Амазонской равнина Земли, она почти полностью находится на территории России. Её протяженность по мередиану более 2500 км, по параллели — около 1000 км.

На Русской равнине расположены карельская и печорская тайга, среднерусский дубравы, тундровые пастбища, лесостепи и степи.

Русскую равнину объединяет рельеф — полого-волнистый на всем протяжении. Это объясняется устойчивостью фундамента, мощностью осадочных отложений и длительным воздействием процессов размыва и переотложения грунтов — внешних процессов выравнивания.

Культура и история Править

Русская равнина богата не только ресурсами, но и своей историей — здесь происходили события почти тысячелетней истории России. Здесь развивались многие народы. Именно отсюда отправились на север и восток русские землепроходцы. На Русской равнине расположены самые древние города России: Псков, Великий Новгород, Ярославль, Архангельск, Москва, Казань, Владимир, Рязань и другие.

В этих землях происходили самые важные в истоbnvnbvnvbnvbnрии России сражения: битвы с татаро-монголами, армией Наполеона, войскаи Гитлера… Важное историческое значения имеют места боевой славы: Чудское озеро, Куликово, Бородинское и Прохоровское поля.

Природа Русской равнины служила вдохновениям деятелем отечественной культура: А. С. Пушкину, Н. В. Гоголя, А. П. Бородина, П. И. Чайсковского и многим другим. Она послужила местом исследований знаменитым русский естествоиспытателям: М. В. Ломоносову, В. В. Докучаеву, Д. И. Менделееву, В. И. Вернфдскому, Л. С. Бергу и другим.

Особенности природы Править

Тектоника Править

В основании Русской равнины лежит древняя докембрийская платформа, что объясняет равнинность — главную особенность рельефа. Складчатый фундамент залегает на различной глубине, на поверность выходит только на Кольском полуострове и в Кареллии, этот выход называют Балтийским щитом. На остальной территории он неравномерно покрыт осадочным чехлом. Южнее и восточнее щита находятся его «подземные» склоны и Московская впадина глубиной боллее 4 км.

Размещение крупных возвышенностей и низменностей определяется неровностями кристаллического фундамента: Среднерусская возвышенность, Тиманский кряж, Прикаспийская и Пeчорская низменности.

Оледенение Править

Разнообразный и живописный рельеф Русской равнины формировался под воздействием внешних сил, прежде всего четвертичного оледенения. На равнину ледники надвигались с двух сторон: со Скандинавского полуострова и с Урала. Ледник создавал U-образные долины, расширял тектонические впадины, полировал скалы, создавая «бараньи лбы». Узкие, извилистые заливы, глубоко вдающиеся в Кольский полуостров, созданы ледником.

По краям ледника откладывались щебень, валуны, глины, суглинки и супеси, образуя холмисто-моренный рельеф. Так образовалась Валдайская возвышенность, достигающая 340 м в высоту. После отступления ледника образовались огромные подпруженные озёра: Ильмень, Чудское, Псковское. Талые ледниковые воды отложили вдоль южной границы оледенения массу песчаного материала, образовав плоские или слегка вогнутые низины.

На юге Русской равнины преобладает эрозионный рельеф. Наиболее сильно расчленены оврагами и балками Валадайская, Среднерусская, Приволжская возвышенности. В низменностях между ними протекают такие крупные реки, как Волга, Днепр, Дон.

Климат Править

Русская равнина расположена в умеренно континентальном поясе, за исключением Крайнего Севера. Климат здесь обладает некоторым своеобразием. Континентальность увеличивается к востоку.

На равнину действует перенос воздушных масс и циклонов с Атлантики, из-за чего она получает наибольшее среди равнин России количество осадков. Из-за их обилия на северо-западе Русской равнины распространены болота, полноводны реки и озёра.

Отсутствие препятствий на пути арктических воздушных масс приводит к тому, что они проникают глубоко на юг. Весной и осенью с их приходом связаны понижения температуры и заморозки.

Также на Русскую равнину поступают полярный массы с северо-востока и тропические — с юга. Последние вызывают засухи и суховеи в южных и центральных районах.

Внутренние воды Править

По Русской равнине протекает множество рек. Самая длинная и полноводная — Волга. Другие крупные реки: Днепр, Дон, Северная Двина, Печора, Кама и другие. По берегам этих рек селились славяне, позже — русские. Эти поселения стали основами древнеруссих городов. На реке Великой стоит Псков, на берегах озера ИльменьВеликий Новгород. На реке Москве основан город Москва — столица России.

Ландшафты Править

Наиболее характерная особенность природы Русской равнины — хорошо выраженная зональность её ландшафтов. На Крайнем Севере, на холодный, летом сильно переувлажненных, побережьях Ледовитого океана, расположена тундровая зона с её маломощными глеевыми или перегнойно-торфяными почвами, с господством мохово-лишайниковых и кустарничковых растительных сообществ. Южнее, вблизи Полярного круга, сначала в речных долинах, а потом и по междуречьям появляются лесотундры.

В средней полосе Русской равнины преобладают лесные ландшафты. На севере это темнохвойная тайга на подзолистых, нередко заболоченных почвах; на юге — смешанные, а затем и широколиственные леса из дуба, липы и клёна.

Ещё южнее их сменяют лесостепи и степи с плодородными, в основном чернозёмными почвами и травянистой растительностью.

На крайнем юго-востоке, на Прикаспийской низменности, под влиянием сухого климата сформировались полупустыни с каштановыми почвами и даже пустыни с серозёмами, солончаками и Солонцами. Растительность этих мест носит выраженные черты засушливости.

Викия-сеть

Случайная вики