ФЭНДОМ

Республика Алтай
Флаг Республики Алтай Герб Республики Алтай
Республика Алтай на карте
Административный центр Горно-Алтайск
Площадь

- Всего
- % водн. пов.

35-я

92 600 км²
0,2

Население

- Всего
- Плотность

79-я

210 788 (2010)
2,3 чел./км²;

Федеральный округ Сибирский
Экономический район Западно-Сибирский
Глава Республики Иван Белеков
Код субъекта РФ 04
Код ОКАТО 84
Часовой пояс MSK+3 (зимой UTC+6, летом UTC+7)
Монета Республики Алтай

Реверс памятной монеты Банка России

Респу́блика Алта́й (южноалт. Алтай Республика) — республика в составе Российской Федерации, входит в Сибирский федеральный округ.

Административный центр — город Горно-Алтайск.

Граничит с республиками Тыва и Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью, а также Китаем, Монголией и Казахстаном.

Образована 1 июня 1922.

В 2006 году Банком России была выпущена памятная монета, посвящённая Республике Алтай.

География Править

Климат резко континентальный, с коротким жарким летом и длинной морозной зимой.

Рельеф республики характеризуется высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами. Самая высокая гора — Белуха (Кадын-Бажы) — 4506м, является высочайшей точкой Сибири.

Гидрографическая сеть насчитывает более 20 тысяч водотоков с общей протяжённостью более 60 тыс. км и около 7 тысяч озер общей площадью более 600 км². Наиболее крупные реки — Катунь и Бия, которые, сливаясь, образуют реку Обь — крупнейшую реку Сибири. Самое большое озероТелецкое (Алтын-Кёль) с площадью водного зеркала 230,8 км² и глубиной 325 метров.

Часовой пояс Править

Часовой пояс MSK+3 на карте Республика Алтай находится в часовом поясе «Омское время» — MSK+3.

История Править

Люди поселились в межгорных долинах Алтая в древнекаменном веке, около 1,5 млн лет назад. Именно таков предполагаемый возраст всемирно известной Улалинской стоянки, обнаруженной в Горно-Алтайске.

В VIII—III веках до н. э. Алтай населяли скифы-пазырыкцы — создатели алтайского звериного стиля.

Гунно-сарматский период истории региона начинается с конца III века до н. э.

Владыками Центральной Азии с VI века н. э. становятся потомки гуннов, предки алтайцев — тюрки.

Сохранившиеся элементы алтайского звериного стиля в традиционном искусстве современных коренных жителей подтверждают связь алтайских племен с остальными древними народами всего евразийского материка.

Белуха 1

Гора Белуха

Алтай — прародина всех современных тюркских народов мира, где в 552 году древние тюрки создали свое государство — каганат. Здесь сформировался первозданный язык тюрков, получивший распространение среди всех народов каганата благодаря появлению письменности в связи с государственностью тюрков, известной сегодня как «орхоно-енисейская руническая письменность». Все это послужило появлению в современном научном мире терминологии «алтайская семья» языков (куда входят 3 большие группы: японо-корейская, тунгусо-маньчжурская, тюрко-монгольская) и дало возможность утвердиться в мировой науке научному направлению — алтаистике.

Алтай в силу геополитического расположения — центр Евразии — в разные исторические эпохи объединял разные этносы и культуры.

Присоединение Алтая к Российской империи Править

Длительное время Алтай был центром государства калмыков — Джунгарского ханства. Русские первопроходцы называли алтайцев белые калмыки. Под властью джунгаров южные алтайцы (алтай-кижи, телеуты и теленгиты) находились до 1756 года, а затем после падения Джунгарского государства добровольно стали подданными Российского государства. В отличие от них северные алтайцы (кумандинцы, тубалары, челканцы) значительно раньше вошли в состав России. Находясь под «высокой рукой» белого царя, свыше ста алтайских волостей, улусов и аилов платили ясак в его казну. Став подданными могучего государства, население Алтая оградило себя от посягательств иноземцев, а главное — избежало физического уничтожения со стороны цинских войск[1].

Образование Республики Алтай Править

Советская власть в регионе была установлена только к концу 1919 года.

1 июня 1922 г. была образована Ойратская автономная область (столица г. Улала) в составе Алтайского края. 2 марта 1932 года Ойратская АО была переименована в Ойротскую автономную область (столица г. Ойрот-Тура), которая 7 января 1948 года была преобразована в Горно-Алтайскую автономную область.

25 октября 1990 г. провозгласила суверенитет и повышение статуса до АССР[2]; с 3 июля 1991 г. — статус был повышен до республики в составе России (Горно-Алтайская ССР)[3]; с мая 1992 г. носит название Республика Горный Алтай, с 12 декабря 1993 г. — Республика Алтай.[4]

В настоящее время республика имеет свою конституцию, принятую 7 июня 1997 года, и государственные символы — флаг и герб. Равноправными языками в Республике Алтай являются русский и алтайский.

Административно-территориальное деление Править

Карта Республики Алтай

Районы Республики Алтай

Основная статья: Административное деление Республики Алтай
Муниципальный район Административный центр
1 Кош-Агачский район Кош-Агач
2 Майминский район Майма
3 Онгудайский район Онгудай
4 Турочакский район Турочак
5 Улаганский район Усть-Улаган
6 Усть-Канский район Усть-Кан
7 Усть-Коксинский район Усть-Кокса
8 Чемальский район Чемал
9 Чойский район Чоя
10 Шебалинский район Шебалино

Население Править

На 1 января 2010 года численность населения Республики Алтай составляла 210 788 человек.

Плотность населения — 2,3 чел./км² (2010), удельный вес городского населения — 26,6% (2010).

Национальный состав Править

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, национальный состав населения был следующим[5]:

НациональностьЧисленность,
тыс. чел.
% от общей
численности
Русские116,557,4
Алтайцы62,230,6
Казахи12,16,0
Теленгиты2,41,2
Тубалары1,50,8
Украинцы1,40,7
Кумандинцы0,90,5
Немцы0,90,4
Челканцы0,80,4
Армяне0,50,2
Татары0,50,2
Белорусы0,30,1
Азербайджанцы0,30,1
Иные национальности2,71,4

Национальный состав в 1926—2002 годах:

Народ 1926

[6]

1939

[7]

1959

[8]

1970

[9]

1979

[10]

2002
русские 52,0 % 70,4 % 69,8 % 65,6 % 63,2 % 57,4 %
алтайцы 35,7 % 24,2 % 24,2 % 27,8 % 29,2 % 30,6 %
казахи 2,3 % 2,6 % 3,0 % 4,3 % 5,0 % 6,0 %
теленгиты 3,4 % 1,2 %
украинцы 1,0 % 0,7 %
кумандинцы 1,4 % 0,5 %

Населённые пункты Править

Населённые пункты с количеством жителей более 2 тысяч
по состоянию на 1 января 2003 года
Горно-Алтайск 55,2 (2009)Чемал 5,0
Майма 15,3Усть-Кокса 4,0
Шебалино 6,9Акташ 3,6
Кош-Агач 5,7Усть-Кан 3,5
Турочак 5,5Кызыл-Озек 3,2
Онгудай 5,4Улаган 2,5

Экономика Править

Основу экономики составляет сельское хозяйствоживотноводство и садоводство, а также туризм.

Транспорт Править

Через территорию республики проходит Чуйский тракт.

Наука и образование Править

В регионе предоставление населению высшего образования осуществляется 2-я ВУЗами. В Горно-Алтайске расположены Горно-Алтайский государственный университет и филиал СГА. Есть учреждения, представляющие Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук и СО РАН.

Издаются 2 республиканские («Звезда Алтая» и «Алтайдыҥ чолмоны») газеты и 10 районных газет.

Достопримечательности Править

Кучерлинское озеро 1

Кучерлинское озеро

На территории республики находится большое число примечательных природных объектов. Наибольшей популярностью у туристов пользуется Телецкое озеро, на берегах которого разместились около двадцати пансионатов, турбаз и кемпингов. Здесь расположены лучшие места для рыбалки, проводятся пешие, конные, водные и автобусные экскурсии. Каскад Каракольских озёр в Чемальском районе представляет собой уникальный природный заповедник. Вода в каждом из семи озёр каскада отличается по цвету и химическому составу. Цепочка Шавлинских озёр в верхнем течении реки Шавлы — цель пеших и конных маршрутов по живописным предгорьям Северо-Чуйского хребта. На территории Усть-Коксинского района располагается Белуха (4506 м) — самая высокая точка республики и всей Сибири.

Природные катаклизмы Править

Основная статья: Чуйское землетрясение

27 сентября 2003 года в шести южных районах Республики Алтай произошло самое разрушительное за последние несколько десятилетий землетрясение. В эпицентре интенсивность землетрясения достигала 8—9 баллов, сила главного толчка — 7,3 магнитуд по шкале Рихтера. После этого в республике была отмечена серия новых землетрясений меньшей силы. Толчки зафиксированы даже в Новосибирской области, Красноярском крае и Восточном Казахстане.

Наибольшие разрушения произошли в Кош-Агачском, Улаганском, Шебалинском и Онгудайском районах Республики Алтай. Жертв не было (лишь несколько человек получили легкие травмы), но землетрясение разрушило и повредило свыше 1,8 тысячи (по другим данным — около 500) жилых домов, в которых проживали более семи тысяч человек, а также административные здания (школы, больницы). Ущерб, нанесенный республике, составил более миллиарда рублей.

Известные люди, связанные с Горным Алтаем Править

См. также Править

Примечания Править

Литература Править

  • Молчанова О. Т. Топонимический словарь Горного Алтая. — 1979.

Ссылки Править