ФЭНДОМ

Село
Акташ
Ак Таш
СтранаРоссия
Субъект федерацииРеспублика Алтай
Муниципальный районУлаганский район
Сельское поселениеАкташское
КоординатыErioll world

50° 18' 40"  с.ш. 87° 35' 57"  в.д.

Население3 600 человек (2001)
Часовой поясUTC+6, летом UTC+7
Почтовый индекс649743
Автомобильный код04
Код ОКАТО84 230 805 001
ПозКарта России
Red pog
ПозКарта Республики Алтай
Red pog

Акташ (южноалт. Ак Таш — «Белый камень») — село (до 1994 г. — посёлок городского типа) в Улаганском районе Республики Алтай. Расположен на южном склоне Курайского хребта. Население — 3,6 тыс. жителей (~2000г). Основан был для добычи ртути, лесозаготовок, переработки древесины. В поселке находится 75-й Акташский пограничный отряд КЗабПО, охраняющий границу с Китаем, Монголией и Казахстаном. Поселок расположено на 788 км Чуйского тракта. Здесь имеются почта, телеграф, магазины, рынок, кафе, гостиницы, АЗС, филиал Сбербанка РФ. Сотовая связь — Билайн и МТС.Цифровое ТВ.

Основные предприятия: ГУ «Эл Телком» РРЦ-17, Дорожное Ремонтро-Строительное Управление (ДРСУ), воинская часть № 2080 Алтайского пограничного отряда, Межрайонная больница, школа,телерадиостанция ОРТС-100 (РТРС РТПЦ РА)

Посёлок Акташ расположено на 788 км Чуйского тракта. Направо по долине реки Чибит, через «Красные ворота», вдоль озера Чейбек-Коль уходит Улаганский тракт в село Усть-Улаган.

Образование Править

В поселке присутствует средняя общеобразовательная школа, здание которой было разрушено в 2003 году Чуйским землетрясением. В настоящий момент дети обучаются в различных зданиях, предоставленных поселковыми организациями. Строительство нового здания было заморожено на неопределенный срок из-за отсутствия финансирования. Но в июне 2009 года, после митинга, устроенного местными депутатами и посещения премьер-министром Владимиром Путиным республики Алтай и встречи с ее руководством, было принято решение, что деньги на завершение строительства будут выделены из федерального бюджета уже в этом году.

Дополнительное образование дети могут получать в детской музыкальной школе, имеющей при себе класс хореографии.

ГУП «Акташское Горнометаллургическое предприятие» Править

Месторождение ртути было открыто в 1842 г. П. А. Чихачёвым. В 1914 г. В. А. Обручев и в 1925 г. геолог В. Н. Нехорошев сделали карты геологического строения района Акташа. В 1934-35 гг. поисковой партией геологов В. А. Кузнецова и А. С. Мухина установлено, что месторождение может успешно использоваться. Лишь в 1942 г., в годы Отечественной войны, когда главные месторождения ртути оказались на захваченной территории, началась разработка Акташского месторождения киновари.

В эти места приехала артель не только для добычи, но и для переработки руды. Был построен металлургический завод, на котором использовались примитивные тигельные печи. К концу войны артель была преобразована в государственное предприятие. Так возникло Акташское рудоплавление.

С тех пор стоят ряды двухэтажных деревянных домов, выстроенных в прямые улицы. Посёлок был построен для работников рудника. Недалеко от поселка находится штольня, к которой уходит дорога. Вглубь штольни уходил километровый тоннель, освящённый фонарями, по ней тянулась узкоколейка по которой электровоз вёз вагонетки с рудой. Температура в шахте была около 0℃, а дальше, в зоне вечной мерзлоты она опускалась и ниже. Стены и потолок были обиты деревом, на полу — деревянный настил. Через единственный цех завода протянулась огромная труба. С одной стороны в неё засыпалась руда, и нагревалась до 1000℃, при этом происходила возгонка ртути, затем она конденсировалась и приобретала привычный вид.

Потом металлургический цех в связи с истощением месторождения стал перерабатывать ртутьсодержащие отходы химического производства, которые привозят на рудник. До настоящего времени ГУП «Акташское Горнометаллургическое предприятие» является единственным в России предприятием по производству металлической ртути.

Ссылки Править

Литература Править

  1. Т. В. Вдовина, Т. И. Злобина, М. В. Танакова Алтай. Путешествие по Чуйскому тракту. — Барнаул: Пять плюс, 2006. — С. 106-107. — 238 с. — ISBN 5-9900731-1-9

Шаблон:Rq